Сотрудники управлений культуры городов и районов Ивановской области создают реестры объектов нематериального этнокультурного достояния местного (муниципального) значения. На страницах электронных ресурсов Областного координационно-методического центра культуры и творчества начинаем знакомство с этими объектами и представляем объект Фурмановского муниципального района – Середская калюка. Традиции исполнительства и технология изготовления.
Калюка – духовой музыкальный инструмент, который ещё называют древнерусской обертоновой флейтой, представляет собой полый цилиндр со специальными отверстиями для игры. Его изготавливают из дерева или разнообразных растений зонтичного типа, таких как дудник, ива, пустырник.
Своим названием «калюка» обязана растению, из сухого стебля которого его обычно изготовляли — татарника колючего. Слово «колючий» и стало определяющим для народного названия. Флейтой с добавлением слова «обертоновой» стали называть этот древнерусский музыкальный инструмент в научных музыкальных кругах.
И хотя татарник колючий обеспечивает инструменту звонкий и отчётливый звук, неплохие калюки научились делать из высушенных зонтичных растений (пустырник, борщевик, гречиха и некоторые другие).
Виды калюки, кроме классификации по размерам (детские, взрослые), различаются ещё и по материалу изготовления, от которого зависит их срок использования.
Лужные — одноразовые модели дудок из свежесрезанных стеблей травянистых растений. Их обычно делали для разового использования, после чего просто выбрасывали.
Колючие — это те инструменты, что выполнялись из татарника. Такие изделия особенно ценились, а хранились долго. Правда, использование их было довольно редким — по важному поводу и большим праздникам. Считалось, что владение таким инструментом было доступно лишь зажиточным семьям.
Лыковые — самые сложные по изготовлению дудки, которые не каждый умелец мог смастерить. Тонкий слой ивовой либо липовой коры нужно было накрутить широкой полосой вокруг пальца. Зато такое изделие не имело щелей и отверстий для неконтролируемого выхода воздуха, что можно было наблюдать в дудках одноразового использования.
Сверху травяные дудки необходимо «запечатать» клейким составом для предотвращения неконтролируемого выхода воздуха сквозь проницаемую оболочку.
Внешне калюка представляет собой полую трубку с тремя отверстиями:
- входным (называется «верхним»), в которое музыкант вдувает воздух, находится с более толстого среза трубки;
- выходным (называется «нижним»), находящимся с другого конца трубки и имеющим меньший диаметр среза;
- свистком (называется «дульцем»), расположенным в боковой поверхности недалеко от верхнего отверстия.
Выбирать калюку для собственных нужд следует с таким расчётом её длины, чтобы можно было без труда зажимать нижнее отверстие подушечкой указательного пальца правой руки.
Для получения звуков на калюке необходимо вдувать воздух во входное отверстие и регулировать выход воздуха из нижнего отверстия. За счёт энергии вдуваемого воздуха и умелого прикрытия и открытия выхода получают необходимый звукоряд. Воздух на входе регулируют с помощью губ и собственного языка исполнителя (за неимением специального язычкового устройства, присутствующего у совершенных моделей флейт).
Инструмент держат вертикально, правая рука находится у нижнего отверстия, а левая — в средней части трубки. Звуки получаются по натуральному звукоряду, а их тембр — довольно резкий — можно отнести, скорее, к ритмическому, нежели мелодическому характеру.
В начале 1960-х годов в районе деревни Каликино Фурмановского района Ивановской области традицией исполнения игры на калюке владела только малая часть жителей пожилого возраста.
В настоящее время эта обертоновая флейта имеет достаточно широкое применение в русских городских фольклорных ансамблях, давая надежду на возрождение музыкального инструмента. Открытие такого музыкального инструмента, как калюка, является одним из уникальных и недавних в русском фольклоре.