Юбилейную дату отмечает один из самых легендарных фильмов советского кино «Броненосец Потемкин». Немой художественный фильм режиссера Сергея Эйзенштейна стал культовым как для российского, так и для мирового кинематографа. По итогам опросов кинокритиков, кинорежиссёров и зрительской публики в разные годы фильм неоднократно признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов.

В истории развития отечественного кино, по общему признанию киноведов, фильм «Броненосец Потемкин» совершил своего рода революцию, обновив язык киноискусства многочисленными новаторскими приемами, особенно в области киномонтажа.

Выход кинокартины был приурочен к юбилейной дате - 20-летию первой русской революции 1905 года. Постановку поручили кинорежиссеру Сергею Эйзенштейну.  Сценарий, который предполагал широкий показ революционных событий, написала Нина Агаджанова. За камеру стал один из лучших советских операторов Эдуард Тиссэ.

Картина «Броненосец Потемкин» разошлась на цитаты. Многие художественные приемы, встречающиеся в фильме, стали для режиссеров всего мира азбукой, а взревевшие каменные львы и сцены на одесской лестнице – легендарными в мировом кинематографе.

Создателям фильма за счет применения новейших техник удалось достичь предельной выразительности, добиться огромного драматического накала и эмоционального отклика у зрителей. Картина смотрится как документальная, но это игровое кино со всеми присущими ему особенностями. Игра актеров захватывает. Главного героя нет – героем является коллектив, коллективный разум, гнев и порыв народной массы. В немом кинематографе это было впервые.

Премьера фильма «Броненосец Потемкин» состоялась 24 декабря 1925 года в Москве в Большом театре. Этому событию суждено было стать событием мирового значения.

На премьерный показ в Большой театр картину привезли прямо с монтажного стола. Перед этим возникла идея раскрасить кисточкой вручную 108 кадров с флагом, что вызвало огромный эмоциональный взрыв у зрителей, увидевших в черно-белом фильме красный флаг над броненосцем и дало повод назвать фильм «Броненосец Потемкин» первым цветным советским фильмом.

В культуре и искусстве каждой эпохи есть художественные творения, с наибольшей полнотой и силой выразившие дух своего времени, гений своего народа. Одной из таких вершин советского искусства стал фильм «Броненосец Потемкин».

Интересный исторический факт: фильм «Броненосец Потемкин», ставший классикой мирового кинематографа, имеет и наш «ивановский след». Сценаристка фильма Нина Агаджанова до революции находилась на партийной конспиративной работе в Иваново-Вознесенске. Работала она у владельца фотографии, здание которой находилось на нынешней площади Пушкина. В 1920-годы в этом здании был открыт кинотеатр «Постройка». Именно в этом кинотеатре в Иваново-Вознесенске с триумфом демонстрировался фильм «Броненосец Потемкин». Фасад здания кинотеатра во время показов украшала фанерная орудийная башня.

Н.Ф. Агаджанова стала профессиональным сценаристом, после революции и Гражданской войны, заведовала сценарным отделом киностудии «Межрабпомфильм», впоследствии Союздетфильм», преподавала сценарное мастерство в институте кинематографии.  Ее сестра Мария Агаджанова в годы Великой Отечественной войны выступала на сцене Ивановского драматического театра.

Актер Владимир Барский, исполнитель роли командира корабля Голикова, до революции более 10 лет работал режиссером Иваново-Вознесенского литературно-музыкального драматического общества. После революции пришел в кино.

Фильм «Броненосец Потемкин» доступен для просмотра в онлайн-кинотеатре киностудии «Мосфильм» по ссылке https://cinema.mosfilm.ru/films/34649/

Кадры из фильма, ставшие классикой:

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Афиша

Галерея