Этот самобытный вид народного творчества вобрал в себя приемы вышивки, некогда бытовавшие в Нижегородской, Костромской и Владимирской губерниях.
Интересен он не только с точки зрения приемов вышивки и художественных достоинств изделий, которые создаются мастерицами. Ценно и то, что промысел сохранил свои характерные черты, хотя, несомненно, подвергался влияниям извне (особенно в советские годы, когда усилилось взаимовлияние национальных культур народов СССР, появлялась агитационная продукция).
От приданого – к заработку
Вышивка исторически была тесно связана с укладом жизни народа. Она применялась для украшения одежды, головных уборов, скатертей, полотенец, свадебных подарков, причем в каждой местности существовали свои особые узоры и свои приемы их выполнения. В приданом, которое готовили себе девушки, обязательно были вещи, украшенные вышивкой. Это было характерно и Пучежской волости. (Н.С. Королева, «Строчевышивальный промысел старого и нового Пучежа», «Народные художественные промыслы Ивановской области», М., 1994).
Считается, что массово заниматься вышивкой на территории нынешнего Пучежского района начали в XVIII и особенно в XIX веке, когда вышитые изделия стали востребованы в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других крупных городах. Промысел строился по принципу приработка, им занимались крестьянки, как правило, осенью и зимой. Скупщики развозили по домам ткань и нитки, а после забирали готовую работу и отдавали деньги (там же).
Нередко молодые девушки собирались и вместе занимались рукоделием. «Тут и поболтаем, и песню споем, и посмеемся», - рассказывала впоследствии надомница пучежской строчевышивальной фабрики Ольга Андреевна Шичкова («Ленинское знамя», Пучеж, 1979 год, 24 июля, 29 июля и 2 августа).
Наиболее высоко ценилась мелкая белая строчка и тонкая белая гладь с ажурными вырезами, за которой сохранилось название «английская гладь». Изделия оформлялись главным образом ручной вышивкой. К наиболее распространенным ее видам относится прозрачная строчевая вышивка по сетке, образованной из ткани с выдернутыми вдоль и поперек нитками.
Строчевая вышивка в то время была весьма разнообразной. В ней преобладал растительный орнамент в виде гирлянд, сюжетные сцены, геометрические фигуры. Часто использовались мотивы в виде рокайльных завитков.
В конце XIX – начале XX века для вышивки нередко использовались рисунки, печатавшиеся в приложениях к журналам «Родина», «Нива», «Новый русский базар» и т.д. (С.И. Бутылина, «Творческие проблемы современных народных промыслов», Ленинград, 1981 год, стр. 304). Эти рисунки распространялись через скупщиков. Так в вышивках появились изображения веток сирени, цветущих роз, гроздей винограда, бабочек, птиц и др.
Во все годы становления и развития строчевышивального промысла города Пучеж мастерицы сохраняли в своих работах тонкость и изящество строчевых переплетений, разнообразие рисунков и композиционных решений.
От артели – к фабрике
В 1920-х годах в Пучежской волости стали появляться артели вышивальщиц. Первыми были Кандауровская и Ушибихинская артели (Г. Шаргатов, главный бухгалтер фабрики, «Страницы нашей летописи», «Ленинское знамя», Пучеж, 4.12.1966). Промысел становится массовым. К 1928 году в волости насчитывалось 14 строчевышивальных артелей. («Народные умельцы», Иваново, 1990 г., с. 103).
Официально в артелях работало около 1500 человек, фактически же - до 11 000, поскольку на одну книжку члена артели нередко трудилась вся семья. (Л.И. Воронова. «Вышивка Ивановской области», сборник «Народные художественные промыслы: теория и практика». М., 1982, с. 43). Работать начинали с детских лет, поэтому уже к отрочеству многие девушки обладали зрелым мастерством и развитым художественным вкусом.
В начале 1930-х годов до 90% своей продукции артели отправляли за границу – в США, Англию и Францию. Рисунки этих вышивок многие работницы называли «дикими» (в основном, из-за цветовых решений). Для поощрения вышивальщиц, работавших на экспорт, им выделяли дефицитные товары, например, керосин. (Г.А. Шаргатов. «История Пучежского строчевышивального промысла». Архив предприятия. 1981 год, С. 21). Больше всего производилось комплектов столового белья «из льнов, вышитых белой строчкой по держке». («Народные умельцы», Иваново, 1990 г., с. 103).
Вышивка не была исключительно женским делом. В.В. Пухова рассказывала: «Когда я работала в Кандауровской артели, председатель правления Н.М. Пузанов часто занимался держкой нитей. Мало того, его брат А.М. Пузанов, работавший в Москве, в Совете Министров, когда приезжал в родное село, тоже не мог отказать себе в удовольствии дергать нити для строчевой вышивки». (Воспоминания В.В. Пуховой, записанные Л.И. Вороновой в июне 1992 года).
Сначала работа артелей сохраняла сезонный характер. В крупных деревнях были организованы раздаточные пункты. («Пятьдесят ступеней к высотам грядущего», В. Торнов, директор строчевышивальной фабрики. «Ленинское знамя», Пучеж, 28.10.1978).
В 1930-х годах в артелях стали создаваться общие мастерские. Переход туда поначалу был болезненным, ведь женщинам приходилось оставлять хозяйство. Но затем нововведение прижилось.
В 1950 году начала работать объединенная Пучежская строчевышивальная артель, где трудились 505 человек. С 1960 года начинается новый этап в жизни коллектива. 1 октября промартели преобразуются в госпредприятия, и в Пучеже создается строчевышивальная фабрика. (Н.С. Королева, «Строчевышивальный промысел старого и нового Пучежа, «Народные художественные промыслы Ивановской области», М., 1994).
В 1954 году, как и на других строчевышивальных предприятиях, в Пучеже появляется машинная вышивка, для выполнения которой использовались швейные машины 1022 класса. Мастерицы Пучежа осваивали разнообразные приемы машинной вышивки. Они научились выполнять гладь, различные ажурные швы, и, что особенно важно, традиционную для этих мест строчевую вышивку. Машина легко перевивала выдернутую сетку, наносила на нее переплетения типа паучков, одинарной и двойной штопки, плотных настилов. Использование машин позволило быстро выполнять строчевой узор, сохраняя при этом высокое качество самой вышивки, рукотворность и свободное варьирование рисунка.
Даже в годы расцвета фабрики широко использовался труд вышивальщиц-надомниц, часто - сельских хозяек, многодетных матерей. (И. Антонов, «Край голубого льна», Иваново, 2004, с. 78).
Ивановская область в советские годы считалась самым крупным центром строчевой вышивки, в регионе работали 9 строчевых фабрик, а всего в России их было 70. («Народные художественные промыслы России», Москва, 1984, с. 167).
Сейчас в Пучеже работают два предприятия, специалисты которых сохраняют традиции и приемы строчевой вышивки: ЗАО ПХП «Истоки» и ООО «Ришелье».
Основные приемы строчки
О приемах строчевышивального промысла старого и нового Пучежа рассказывает генеральный директор ЗАО ПХП «Истоки» Валентина Кушманцева.
«Различные вышивальные промыслы России имеют свое ярко выраженное лицо, свои исторически обусловленные традиции народных узоров и приемы их выполнения, - отмечает Валентина Вячеславовна. - Пучежская строчевая вышивка также имеет свои стилистические особенности, выделяющие ее из огромной массы вышитых изделий других предприятий. Для нее характерна четкая композиция узора, сложные геометрические мотивы, преобладание таких приемов строчки как настилы, одинарная и двойная штопка, паучки, звездочки и др.».
Белая ажурная строчка – один из исконных старинных видов русской вышивки – и сейчас является наиболее распространенным приемом украшения вышитых изделий из белого полотна.
Все техники строчевой вышивки Пучежа можно разделить на два основных вида: это строчка (шитье по выдергу — «перевить», мережка) и вышивка.
Техника строчки зависит от структуры ткани. Она основана на отсчитывании нитей утка и основы.
Для выполнения мережки выдергивают определенное количество продольных или поперечных нитей. Виды простейших мережек: «кисточка», «простой и скрещенный столбик», «раскол», «панка», «снопик», «настилом». Для обработки краев изделия применяются мережки «кисточка», и «вперегиб».
Мережка «кисточка» выполняется следующим образом: вкалывают иголку на расстоянии двух нитей от края снизу вверх; захватывают свободные нити в зависимости от толщины ткани, проводят нитку вверх, затем, протянув нитку через эти нити, вкалывают иголку снизу вверх в плотную ткань на расстоянии двух нитей от края; образуется косой стежок, которым нити стягиваются вместе. Следующие кисточки делаются так же.
Мережка «столбик» применяется при подшивке рубца и является украшением ткани. Подрезанные края выдернутых нитей обметываются петельным швом или гладьевым валиком. Затягивание «столбиков» выполняется тем же приемом, что и «кисточка», только с двух сторон мережки.
Мережка «расколом». Затягивают пучки по четыре нити в верхней части мережки и в нижней. Захватывая две нити предыдущего пучка и две нити следующего, раскалывают, таким образом, каждый верхний пучок пополам.
Мережка «панка». Состоит из ряда пучков, расположенных один над другим и разделенных между собой двумя-тремя нитями. В зависимости от количества рядов «панка» бывает двойной, тройной и многорядной. При выполнении держки выдергивают через две-три нити требуемое число продольных нитей. Сама мережка выполняется на двух строчках сразу за один заход: затягивают в пучок четыре поперечных нити в верхнем ряду «панки» и четыре нити в нижнем ряду; при переходе от нижнего к верхнему ряду затягивают нитки, разделяющие ряды «панки».
Мережка «скрещенный столбик». По подготовленной мережке «столбик», укрепив нитку в край, вкалывают иголку за шесть нитей, захватывают три первые нити и продергивают рабочую нитку насквозь. При этом три нити второго столбика ложатся на три нити первого столбика.
Мережка «снопик». Делают мережку в «столбик», рабочей нитью затягивают по два столбика вместе и переходят от пучка к пучку воздушным соединительным стежком. Нить воздушного соединительного стежка для прочности обвивают другой ниткой.
Мережка «настилом». Делают ее на основе мережки «столбик». Узор настилают мягкой ниткой штопальным швом: один столбик на иголку, другой под иголку; при возвращении нитки столбики поднимаются в обратном порядке. Процесс «настила» узора происходит в один прием сверху вниз и обратно. Каждую фигуру делают на восьми столбиках; в высоту она делится на четыре равные части с равным количеством рядов в каждой.
Мережку также используют и для маскировки соединения полотнища ткани по кромке или при наложении одного полотнища на другое без кромки. Для этого подойдут мережки «кисточка», «столбик», «панка», «раскол» и другие более сложные.
Сшив полотнищ по кромке. Полотнища с кромками сметывают, а затем сшивают через край мелкими и частыми стежками справа налево, захватывая из обеих кромок одну-две нити ткани. Нитку не надо слишком затягивать. Нитки соединения кромок служат для раздела рядов «панки» или же пучков мережки «столбик», «раскол», «кисточка».
Соединение полотнищ без кромки маскируют мережками «столбик» и «раскол». Загибают по 3 мм с края каждого полотнища. Отступив от загнутых краев по 1,5 см, выдергивают продольные нити для намечаемой мережки-маскировки («раскол», «столбик»), затем накладывают одно полотнище на другое и сметывают вместе. После этого приступают к мережке, начиная с соединения полотнищ.
Строчка «перевить» основана на выдергивании продольных и поперечных нитей ткани для образования клетчатой сетки. Держка для перевити может выполняться в одну сторону (на более тонких тканях, например, батисте и маркизете) и в две стороны.
По размерам клетки держка бывает крупная и мелкая. В традиционной строчевой вышивке Пучежа используется мелкая держка. Надо учитывать точный подрез ниток по утку и основе с тем, чтобы сетка получалась квадратной.
Держка в одну сторону. Под прямым углом выдергивают по одной нити. По выдернутым нитям вертикальной и горизонтальной сторон набирают на рабочую нитку при помощи тонкой длинной иглы количество рядов по рисунку, учитывая квадратность решетки. Подрезают нити на первой и второй вертикальной стороне и выдергивают их.
Держка мелкая. Через две-три нити (для сетки обычной перевити) намечают место сетки рисунка. Под прямым углом выдергивают по одной-две нити с обеих сторон; по выдернутым нитям набирают при помощи иголки на рабочую нитку, согласно рисунку, количество рядов с учетом сохранения строгой квадратности рисунка. Подрезают на двух сторонах нити набранных рядов, выдергивают из последних рядов, представляющих собой стороны прямого угла, по одной-две нити. Получается квадрат—граница для рисунка.
Около края сетки выдергивают по одной-две нити, чтобы не оттянуть петельным швом или гладьевым валиком края сетки.
Сетка для рисунка. Подрезают нити противоположных рядов горизонтальной и вертикальной сторон и выдергивают их. Получается сетка для рисунка; после этого работу запяливают.
«Перевить» бывает двух видов: белая и цветная. Белая, в свою очередь, может выполняться в горизонтальном направлении и с угла на угол по диагонали.
«Перевить» горизонтальная. Пучки нитей в первом ряду делят по краю «кисточкой». Второй, третий и следующие ряды выполняются как мережка «панка».
«Перевить» по диагонали. Перевивают сетку с левого нижнего угла, затягивая столбики сетки от себя вверх, затем тем же движением вниз и т.д. Для начала и закрепления нитки без узла следует пройти вперед иголкой по незашитым столбикам сетки вертикально или горизонтально. Для рисунков настилом по диагонали обвивается предварительно вся сетка, рисунок прямой штуковкой выполняется на неперевитой сетке. Перевивается только оставшееся после штуковки пространство сетки.
«Перевить цветная» выполняется цветной ниткой по выдернутой сетке по диагонали или прямо (вертикально или горизонтально) в зависимости от построения рисунка. Цветной ниткой обвиваются столбики и переходы рядов без промежутков. Для закрепления краев сетки применяется петельный шов или гладьевой валик.
«Настил». Рисунок или контур рисунка настилается белой или цветной ниткой. Иголку направляют горизонтально или по диагонали по клеткам сетки в зависимости от рисунка; обратным движением нитка заплетается. Этот процесс продолжается до заполнения клеток по рисунку.
«Рисунки по произвольному контуру». Рисунок переводят по контуру на тонкую бумагу, прикалывают или приметывают к перевитой сетке и по рисованному контуру шьют по клеткам, держа иголку вперед. Затем бумага снимается. По намеченным ниткам делается полный контур настилом. Контур рисунка обычно заполняется различными видами белых разделок.
Порядок работы
Пример работы в технике строчевышивального промысла старого и нового Пучежа нам показали в цехе ЗАО ПХП «Истоки» главный художник предприятия Людмила Аввакумовна Полуничева и вышивальщица Ирина Альбертовна Пантелеева.
Можно выделить следующие этапы работы:
Подготовка материала
Для такой вышивки лучше всего подходят натуральные ткани – лен и хлопок. Также принципиально полотняное переплетение, поскольку нитки должны выдергиваться ровно – горизонтально и вертикально. Перед работой ткань проверяют на усадку и при необходимости проводят обработку.
Крой
Детали, на которых должна появиться вышивка, первоначально кроят в форме квадратов или прямоугольников. В соответствии с лекалом модели определяется место для рисунка. После вышивки детали поступают на второй подкрой.
Держка
При выполнении держки работницы пользуются техническим рисунком, выполненным художником на миллиметровой бумаге. При этом соблюдается количество клеток и размер держки в сантиметрах. Держку начинают с середины рисунка. В конечном итоге у мастерицы получается ткань с «окошечком» из сетки, обрамленным выдернутыми нитями. Это называется «заготовка под ажур». Затем выдернутые нити обрезают.
Запяливание
Пяльцы для строчевой вышивки обычного человека удивят. Больше всего они напоминают раму. Две боковые планки с прорезями неподвижны. Нижняя и верхняя линейки двигаются и фиксируются с помощью металлических колышков. Ткань, на которой выполняется вышивка, приметывается к полосам полотна, с их помощью ее крепят к пяльцам и растягивают в четыре стороны, чтобы рисунок не перекашивался.
Перевить
Вышивку по сетке (она называется «рефеть») начинают с перевивания. Этот прием описан выше. На основе сетки можно выполнить небольшие воздушные рисунки.
Работа вышивальщицы – зрелище завораживающее. Рука порхает над тканью и посторонний человек не сразу заметит, что это одна рука. Вторая постоянно находится внизу – чтобы ловить и выкалывать обратно иглу. Иголка используется маленькая, чтобы ее изготовить, отламывают половину обычной иглы и остро натачивают.
Гладь
Практикуется в Пучеже и вышивка гладью. Порядок работы нам показывали уже на ООО «Ришелье», где экскурсию для нас проводила главный художник предприятия Галина Николаевна Голованова.
Сюжет будущей вышивки переносят на ткань с помощью трафарета. Рисунок наносится на кальку, линии прокалываются иглой частым пунктиром, затем трафарет накладывается на ткань, сверху губкой наносится краситель (самая обычная синька, смешанная со специальным маслом или, как вариант, с керосином). Состав просачивается в дырочки, и на ткани остается тончайший рисунок-трафарет.
Затем по нему вышивают гладью – вручную или на специальной вышивальной машине. Суть вышивки гладью – ровные стежки, которые близко и плотно прилегают друг к другу. В разных деталях вышивки могут быть использованы разные техники. Например, крупные детали можно оформлять протяжёнными стежками, а узкие полоски, маленькие детали - короткими малыми швами. Гладь используют для придания рисунку тонких оттеночных переходов.
Выделяется простая плоская гладь, гладь с настилом (выпуклая), тамбурный и стебельчатый шов.
В момент нашего визита на ООО «Ришелье» здесь вышивали скатерти с рисунком под Гжель.
«Cтрочевая вышивка интересна не только как фольклор. Это, прежде всего, сохранение самобытности и культуры, которые стирают современные веяния цивилизации. А народ без культуры, без своих ценностей, как дерево без корня, обречен на забвение и вымирание», - считает генеральный директор ООО «Ришелье» Михаил Голованов.
Сохранится ли промысел?
Безусловно, время накладывает отпечаток на развитие вышивального промысла. Сейчас вышивальщиц в Пучеже осталось около ста (на двух предприятиях).
Как мы уже отмечали, на предприятиях активно развивается машинная вышивка. Это помогает сделать продукцию более доступной для покупателей, а значит, более востребованной. Тем самым позволяя сохранить и традиционную ручную вышивку, которая применяется для высокохудожественных изделий принципиально другой ценовой категории.
Образец (подпись под фото):
Столбик
Раскол
Козлик
Жучок с навивкой
Панка
Двойная панка
Автор статьи:
М.Ю. Москалева, кандидат исторический наук, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, выпускающий редактор "Ивановский бизнесъ", обозреватель журнала "Легкая промышленность. Курьер" (Санкт-Петербург)
Автор фото:
Н.В. Демьяненко, член союза художников России