Полезные ссылки
Фестивалю «Рок-февраль» исполняется двадцать пять лет: не пора подвести итоги?
Автор: Альберт Болдин
Четверть века — это большой отрезок в жизни человека. За это время на сцене фестиваля и в его зале побывали десятки тысяч артистов и зрителей из самых разных городов. Попробуем проанализировать место «Рок-февраля» в общероссийском контексте и в контексте нашей области. А также подвести промежуточные итоги этого фестиваля длиной в четверть века.
Сейчас движение музыкальных фестивалей в России на подъеме. Правда, проходят они чаще всего в теплый сезон и на открытом воздухе. Концерт на открытом воздухе — это удобно, относительно дешево и очень нравится зрителям.
В течение года слушатели и музыканты России имеют возможность выбрать порядка двух десятков фестивалей. В соседних с Ивановской областью регионах также традиционно проходят несколько фестивалей: «Доброфест» (Ярославская область), «Владимирский тяжеловоз» (Владимирская область), «Рок чистой воды» (Нижегородская область). В Костроме с 2018 года планируют возродить рок-фестиваль «Ипатьевская слобода».
На фоне многих современных фестивалей с открытыми сценами и явно коммерческой направленностью «Рок-февраль» выглядит более патриархальным и вышедшим из постсоветских времен, когда рок-музыка еще была символом протеста и свободы от надоевшей людям советской идеологии.
При этом ивановский рок-фестиваль является уникальным в своем роде явлением. В 2018 году он отмечает четверть века своего существования. Возможно, что это даже старейший рок-фестиваль в России. Автору статьи удалось обнаружить только один фестиваль близкий по формату и зрелости. Это «Беломор-Буги» в Архангельске, который проходит ежегодно с 1995-го года и собирает до 30 групп-участников. Интересно, кстати, что в 2006, 2007 и 2015 в Архангельск ездили и участники из Иванова: «Ска’n’Ворд», «Прикосновение», «Kallisa».
Кстати, в Иванове у фестиваля некоторое время существовал старший брат — фестиваль «Антифабрика», действовавший с 2009 по 2012 годы, в котором принимали участие группы-победительницы «Рок-февраля».
И сейчас в Ивановской области есть фестивали, отличающиеся по формату от «Рок-Февраля», но не менее интересные. Например, уже 12 лет собирает зрителей летний фестиваль в Палехе «Молода и Красива». С 2004 года проходит фестиваль «Взлетная Полоса» на бывшем аэродроме Южи.
Все ивановские фестивали дают возможность действительно интересным молодым группам проявить себя и выступить совершенно бесплатно. Однако не каждая группа готова играть, даже если им предоставили сцену бесплатно. Кто-то задает вопрос: «А почему я должен играть бесплатно?!» Правда, на резонное замечание, что главное для молодого музыканта — это все же опыт, соглашаются и задумываются.
На вопросы о коммерческой составляющей, а также о значении фестиваля для развития молодых самодеятельных групп Ивановской области отвечают люди, много сделавшие для развития самодеятельной музыки в нашем регионе:
Вопросы:
Платят ли начинающим рок-группам за участие в коммерческих рок-фестивалях? Если нет, то зачем они принимают в них участие?
Насколько важным вы считаете проведение ивановского «Рок-Февраля» для развития молодых групп?
Можно ли сказать, что в Иванове существует собственная музыкальная традиция самодеятельных рок-коллективов, и в чем лично вы видите особенности ивановской рок-музыки?
Какой опыт фестиваль дал лично вам? И что бы вы посоветовали фестивалю?
Ольга Кривцова, директор АГУИО «ОКМЦКТ»:
Неизменный девиз «Рок-февраля» – «Честная музыка». А отличительная черта ивановского конкурса – особая творческая атмосфера, заставляющая команды из разных уголков Ивановской области (а иногда и не только) вновь и вновь приезжать на «Рок-февраль». Традиционно всероссийский конкурс чередуется с областным, ограничивая раз в 2 года аудиторию участников исключительно ивановскими музыкантами.
На конкурс съезжаются команды из Владимирской, Костромской, Нижегородской и Ярославской областей. Также приезжают музыканты из Ивановского, Вичугского, Лежневского, Пучежского, Родниковского, Южского, Фурмановского и других районов. В общей сложности, в адрес оргкомитета поступает до 60 заявок. Участники фестиваля выступят в 9 номинациях: вокал, традиционный рок, экстремальный рок, рок в акустике, альтернатива, панк-рок, хард-рок, «NEформат». Также участники имеют возможность пройти мастер-классы от преподавателей Ивановского музыкального училища, представителей ивановского Центра Музыки, музыкантов различных ивановских рок-групп. Мы традиционно приглашаем всех заинтересованных: представителей рок-групп, СМИ, а также любителей рок-музыки поддержать музыкантов и принять участие в мероприятиях фестиваля!
Антон Мизонов, лидер групп «Aze» и «Default City» (г. Иваново, г. Москва):
- Насколько мне известно, не только начинающим рок-группам не платят, но и относительно известным группам не платят или платят очень мало. Плюсы же участия в фестивалях, на мой взгляд, самоочевидны — это возможность выступить перед новой аудиторией, познакомиться с «коллегами по цеху» из других городов, завести новых друзей, а, возможно, и встретится с людьми, принимающими решения о радиоротации или формировании лайнапа других фестивалей. Кроме того, очень важно увидеть, как ты выглядишь на фоне остальных участников. Да, я, конечно, знаю старое клише «соревноваться нужно только с самим собой», но, если ты не будешь интересоваться другой музыкой, как ты узнаешь, к чему стремиться? Здоровая конкуренция (а подчас и белая зависть!) просто необходимы. Да и вообще, фестивали — это жизнь!
2. Мой ответ прост: чем больше фестивалей, тем лучше. И наш «Рок-февраль» — прекрасный фестиваль с долгой историей и сложившейся традицией. Да, многие говорят, что он «совковый», но я бы перевернул эту гримасу вверх ногами — он не совковый, а советский! Как будто из какой-то параллельной реальности, в которой СССР не развалился, а существует и по сей день, и при этом со всеми современными цифровыми и облачными технологиями! Именно в этом уникальность «Рок-февраля»! Ну не прекрасно ли? И это прекрасная площадка для любых групп — как молодых, так и взрослых.
3. Сейчас, конечно, Интернет стёр очень многие границы, и локальные традиции также имеют тенденцию размываться. Я бы сказал, что в целом ивановскому року свойственна непосредственность и оригинальность. Если взять «фирменную» западную музыку, то да, там все здорово спето и сыграно, песни замечательные, эти парни — профессионалы, они застрахованы от типовых ошибок, но, знаете, мне иногда кажется, что такую музыку играть — это как на велосипеде научиться ездить. А у нас часто из ошибок и лажи рождается что-то очень интересное. Не обязательно «великое», но интересное — точно! Хотя для ясности оговорюсь, что западную музыку я тоже очень люблю.
4. Да тот же самый опыт, о котором я говорил в начале этой статьи. Мы были юны, амбициозны, и настолько загорелись идеей банальной «спортивной» победы, что просто выложились тогда по полной. Хотя, надо признать, звучала группа просто никак)))) Фестиваль даёт в той или иной степени все из вышеописанного, плюс возможность убедиться, чего ты реально стоишь. Объясню, что я имею в виду. «Рок-Февраль» — один из немногих, как мне кажется, фестивалей, где сохранился формат «сцена + сидячий зрительный зал» — нет танцпола. Я помню то время, когда танцпол был ещё в новинку, и считалось, что не важно, как и что ты играешь – важно, чтобы народ на танцполе рубился. И да, это здорово, и в этом есть определённая правда. Однако в формате «Рок-Февраля» музыканту не спрятаться за «рубящимися фанатов» — вся лажа всплывает, как оглушенная рыба ((с) Андрей Удалов, rip). И мне кажется, что если ты сможешь дать треша и угара на сидячий зал, то уж в формате «сцена + танцпол» у тебя все точно будет хорошо.
Николай Ковалев, лидер группы «Сейф» (г. Палех):
- Начинающим группам не платят за выступление на фестивалях, а иногда наоборот, с них собирают взнос за участие. Не знаю, как сейчас, но раньше такая практика была на «Рок-феврале». Группы участвуют в фестивалях для того, чтобы их увидело больше людей. Особенно привлекательны фестивали, где выступает известный хэдлайнер, на которого и идёт основной зритель, и с которым почетно засветиться на одной сцене. Т
2. Тут нужно понимать, что «Рок-февраль» — это не фестиваль для зрителей, это фестиваль именно что для молодых музыкантов. Возможность для них выступить на большой сцене (иногда впервые), на более хорошей/мощной аппаратуре. Проверить себя, свои силы, умение играть, сочинять, держаться перед публикой. А также получить оценку не только друзей и родственников (которые априори тебя поддерживают и хвалят), но и жюри. Кому-то это служит стимулом для роста. Я слышал разговоры о том, нужен ли «Рок-февраль», не стоит ли его прикрыть. На мой взгляд, это не следует решать сверху. Пока есть желающие выступать на «феврале» – он нужен. Зачем отбирать у молодых музыкантов эту возможность?
3. В эру современных коммуникаций географическое расположение перестало иметь значение. Сейчас не нужно искать парня с гитарой из соседнего двора, чтобы узнать у него, как берется, скажем, уменьшенный dim аккорд, поскольку ты легко можешь получить эту информацию из сети. Безусловно, талант и самобытность никто не отменял, и всегда будет небольшое количество оригинальных, ни на кого не похожих групп, со своим лицом, но это не имеет отношения к географии. Основная же масса музыкальных коллективов неотличима от таких же групп из Питера, Самары или Томска.
4. Группа «Сейф» никогда не стремилась к участию в конкурсах, это выходило случайно. Скажем, нас приглашали принять участие в «Антифабрике», но для этого необходимо было принять условия игры. Мы не относились к этому серьёзно. Возможно, это связано с особенностями моего характера – я не азартен в том, чтобы с кем-то соревноваться. Мне это просто не приходит в голову. Я никого не догоняю и ни от кого не бегу, так как не ощущаю, что кто-то мне наступает на пятки. Соревнуюсь, если это можно так назвать, только с собой, а для этого мне не нужен конкурс. Но повторюсь, это частный случай, есть много людей, которых конкуренция стимулирует. В конкурсной программе «Рок-февраля» «Сейф» выступал, по-моему, два раза. В первый раз мы не знали, что на фестивале имеется конкурс. А во второй меня уговорили коллеги по группе. Это был новый состав, и они никогда не участвовали в подобных мероприятиях. Им было любопытно, и я согласился. Все следующие наши выступления на «Рок-феврале» были в качестве приглашённых гостей. Пожалуй, я бы посоветовал Николаю Хомскому подумать, как сделать фестиваль интересным не только для молодых музыкантов, но и для публики. Чтобы в зале находились не только друзья, родственники и участники других групп, но и обычные зрители. Это сложная задача, но это то, над чем действительно стоит задуматься. Удачи!
Роман Холодов, лидер групп «Холм с Кулями», «Холодов не Будет» (г. Иваново):
- Начинающим группам платят, только если они совсем недавно стартовали, а уже великолепны и известны, что происходит примерно в 0℅ случаев с исполнителями вообще. Молодые музыканты чаще сами ищут площадки или ждут приглашения, а фестивали привлекательны тем, что собирают народу больше, чем взявший вчера в руки инструмент товарищ. А тут раз — и он с минимальным напряжением имеет возможность сыграть для 100-200 и более, если повезет, слушателей. Кому-то вдруг понравится — вот и начало пути к большим сценам. Состоявшиеся исполнители идут туда или ради развлечения, или из хорошего личного отношения к организаторам.
2. Для начала поставил бы под сомнение важность и актуальность рок-музыки в современном обществе. Не знаю, как сейчас, а в какие-то годы (у меня есть значки) «Рок-февраль» назывался «Фестиваль ПОПУЛЯРНОЙ музыки Рок-февраль». Возможно, это попытка усидеть на нескольких стульях — официально-причесанный, поддерживаемый властями праздник «музыки социального протеста», как некоторые по старой памяти называют рок. Проще говоря, рок давно уже не тот, он многолик и разобщен, коммерциализирован либо маргинален, либо вообще нейтрален. Естественно, «Рок-февраль» не может в себе объединить все это, многие современные направления на нем не представлены (были) вовсе. Надеюсь, что-то меняется со временем в этом плане.
3. Не знаю, есть ли традиция — в смысле каких-то общих особенностей, передающихся от поколения к поколению. В Ивановской области огромное количество самых разных групп — прекрасных и совсем мне лично не понятных, некоторые выходят на уровень страны, а большинство, конечно, нет. Кто-то играет десятилетиями, кому-то хватает нескольких лет, чтобы понять, что музыка не главное в жизни. Все как везде, с поправкой на плюс-минус.
4. Фестиваль-конкурс — это повод для тех, кто не самомотивирован, хорошо подготовить 3-4 песни к выступлению. Большой фестиваль, где дают 40-60 минут и собирается публика, заинтересованная в музыке определенного жанра/стиля/настроения, — и возможность быть услышанным новыми людьми в располагающей к восприятию обстановке (концертный зал, скажем, не всегда может такую создать), и наладить коммуникацию с исполнителями из других регионов, и, опять же, повод постараться стать лучше и ярче самих себя вчерашних. Здесь надо понимать, что люди аудио-искусства очень по-разному самореализуются: кто-то больше любит процесс звукозаписи, работу в студии, кто-то — живое общение с аудиторией. Проект «Холм с Кулями» всегда относился ко вторым, поэтому для нас концерты и фестивали всегда были очень значимы.
Сергей Крюков, лидер групп «Bike’n’Hollers», «Аттракцион», «Минус 30»:
Думаю, что начала у группы должно появиться имя, на которое зритель захочет придти. И участие в фестивалях даже на бесплатной основе — это хорошая возможность такое имя заработать.
В Иванове, безусловно, есть своя особенная традиция. Есть самобытные группы, прущие вопреки всему: «Дети Петра», «Палата N6», «Танцы На Воле», «Дегенератор», «Троица», «Родные Просторы», «Бонифаций и Красные Металлисты», «The Zotff», «Ганс Растерял Андерсон», А. Худяков, М. Чирков — и это только поверхностный обзор!
Николай Хомский, организатор и директор фестиваля «Рок-февраль»:
За прошедшие четверть века фестиваль воспитал сотни музыкантов. Пригласил к себе в гости десятки тысяч зрителей и стал практически символом рок-музыки в нашем городе. Сложно подсчитать число молодых людей, которым наш фестиваль позволил выразить себя в творчестве, а не в деструктивной деятельности. Как остроумно заметил наш ивановский рок-журналист Андрей Удалов: «Пусть лучше громко играют, чем тихо колются».
Все это время фестиваль постоянно менялся: обновлялся состав участников, но при этом сохранялась общность людей, искренне верящих, что рок-музыка — их общее дело. И оглядываясь назад, мы видим, что так и есть: история ивановской рок-музыки — это дело рук каждого из ее участников. Сильно расширился возраст участников. В группы входят участники младшего школьного возраста. От областного мероприятия за эти годы мы выросли до российского уровня и сегодня приглашаем в гости группы из разных городов: Москва, Санкт-Петербург, Рязань, Курган, Липецк, Тула, Калуга и многих других.
Важно помнить, что фестивали и в нашем городе не ограничиваются одним только Рок-Февралем, а образуют цикл мероприятий, работающий на духовное и патриотическое воспитание молодежи. Начинается этот цикл с областного фестиваля «Осенний рок-марафон за здоровый образ жизни». В январе у нас — «Школьный Рок». В феврале — знаменитый «Рок-Февраль». «Музыкальный клубок» собирает исполнителей, играющих инструментальную музыку. А в апреле мы шутим и смеемся на конкурсе «Рок-улыбка». В мае мы проводим межрегиональный фестиваль-конкурс любительских духовых оркестров, ансамблей духовых и ударных инструментов, джазовых и эстрадных коллективов «Медные трубы». Кроме того, проходят выступления в рамках празднования Дня Победы, Дня России и других культурно-массовых мероприятий.
Два года назад у нас появился интересный формат уличных выступлений в летний период. Каждую субботу наши музыканты выступают в известном Арт-сквере, недалеко от площади Революции рядом с памятником Аркадию Северному и скульптурой малой формы «Счастливая такса». Там проходят фестивали «Виват, Россия!», «Добрый рок Золотого кольца» (День города), «Рок-лига» (День молодежи), «Флаг России». Можно сказать, что «Рок-февраль» пришел к зрителю. И отзывы мы пока получаем только положительные. Всегда рады видеть всех ивановцев, жителей Ивановской области и гостей города на наших многочисленных мероприятиях!
В Иванове пройдет ХVII Областной кинофестиваль «Дети и сказка. Памяти А.Роу». Это культурное мероприятие ивановцы смогут посетить с 14 по 16 марта, местом проведения фестиваля будет ДК «Железнодорожников».
Как заявляют организаторы, этот кинофестиваль посвящен 80-летию выхода на экран киносказки «По щучьему велению».
Кроме города Иваново Фестивальные мероприятия пройдут в других городах области: Юже, Вичуге, Юрьевце, Родниках, Комсомольске, Кохме, Шуе, Приволжске, Плесе.
Открытие кинофестиваля состоится в среду, в 14 марта в 11:30 в областном координационно-методическом центре культуры и творчества.
С 14 по 16 марта текущего года в Ивановской области пройдёт ХVII областной кинофестиваль «Дети и сказка. Памяти А. Роу», посвященный 80-летию выхода на экран первой игровой киносказки «По щучьему велению».
В настоящее время открыт прием заявок на участие в традиционных творческих конкурсах по номинациям: «В каждом рисунке – сказка» (художественный); «Волшебный ларец» (декоративно-прикладной); «Зоркое око» (экранный, видеофильм); «Марья-искусница» (сказочный костюм).
Приглашаются все желающие в возрасте от 7 до 14 лет.
Творческие работы и заявки принимаются до 10 марта 2018 г. в Областном координационно-методическом центре культуры и творчества по адресу: г. Иваново, ул. Карла Маркса 62/107.
Победители награждаются главным призом фестиваля «Волшебная щука», дипломами и памятными подарками.
Более подробная информация о кинофестивале и положения о творческих конкурсах размещены на сайте Областного центра культуры и творчества